Интервью с Валентиной Леонидовной Столяровой

Валентина Леонидовна Столярова об университете, научной деятельности в СССР и своих учителях
Ключевые слова
Упоминаемые персоналии
Интервью с Валентиной Леонидовной Столяровой
24 сентября 2024 года, 17:21, интервью с Валентиной Леонидовной Столяровой. Интервьюирует Трофимов Никита Михайлович – студент 2 курса магистратуры филологического факультета СПбГУ.
Здравствуйте, уважаемая Валентина Леонидовна. Вы всю свою жизнь посвятили изучению химии. Скажите, пожалуйста, что оказало решающее воздействие на выбор вашего научного пути? Были это семейные факторы или на вас повлияли какие-то сторонние источники? Может быть, литература, школьные учителя или что-то такое?
На выбор жизненного пути повлияло большое уважение к точным наукам и прекрасные учителя в школе.
Вы поступили на химический факультет и дальше, в годы вашей учебы в ЛГУ, вы, наверное, приобрели много знакомств среди ваших однокурсников или, возможно, представителей других курсов. Скажите, пожалуйста, немножко переформулировав вопрос, много ли из них стали потом вашими коллегами, возможно, и знакомства, которые продолжились потом на протяжении всей жизни?
Несмотря на то, что после окончания химического факультета прошло уже 50 лет, мы по-прежнему бережно храним добрые отношения с однокурсниками и всегда помогаем друг другу.
Насколько активно вы, по вашему мнению, вовлекались в студенческую жизнь университета, помимо ваших основных занятий? Участвовали ли вы в деятельности студенческого научного общества, возможно, в студенческих СМИ или каких-то кружков по интересам?
Начиная с третьего курса, участвовала в деятельности студенческого научного общества, включая выступления на ежегодных студенческих конференциях. Была участником студенческих строительных отрядов в Крыму и в Ленинградской области.
Алексей Борисович Никольский[1] вспоминал о том, что в стенах химического факультета в годы его учебы выходила стенгазета, которая называлась «Катализатор». Скажите, пожалуйста, при вас продолжалась традиция выпуска этой газеты?
Да, это была замечательная газета. Каждый новый номер газеты «Катализатор» никого не оставлял равнодушным. Даже сейчас 50 лет спустя мы сохранили самые добрые воспоминания о работе над ней[2].
И вы еще сказали, отвечая на этот вопрос, что, будучи в студ-отрядах, вы познакомились с представителями других факультетов. Скажите, пожалуйста, посещали ли вы занятия на других факультетах?
Занятия на других факультетах не посещала. Однако и в наше время существовала прекрасная традиция, когда специальные дисциплины на химическом факультете такие, как философия, математика, физика и т.д. преподавали именно специалисты соответствующих факультетов Университета.
Ну и в целом Ленинград в 1960-1970-х годах, это место активного развития культуры, место активного развития, в том числе неофициальной культуры, художественной среды, музыкальной среды. Скажите, был ли у вас интерес к этой среде? И, возможно, этот интерес ознаменовался еще какими-то знакомствами.
Бесспорно и к театрам, и к филармонии и к музеям. Думаю, что в настоящее время культурная жизнь Санкт-Петербурга не уступает периоду 1960-1970-х годов.
Многие наши респонденты, с которыми мы брали интервью, отмечали такую вещь. Они говорили, что взаимоотношения с администрацией в годы их студенчества в ЛГУ были несколько другими. Вот как бы вы охарактеризовали взаимоотношения студенчества и администрации университета? И можно ли сказать, что они носили менее формализованный или более формализованный характер?
Взаимоотношения студенчества и администрации Университета, как и в настоящее время, носят не только традиционный, формализованный, но и глубоко человечный характер.
То есть среди преподавательского состава сложно выделить какие-то отдельные лица, потому что все были…
Время обучения в Университете вспоминаю всегда с глубокой благодарностью к каждому преподавателю…
Ничего страшного. Вы защитили кандидатскую диссертацию, это было в каком году?
Кандидатскую диссертацию защитила в 1979 году. В 1974 году поступила в аспирантуру, обучение в которой было несколько дольше, чем обычно из-за рождения сына.
А кто был вашим научным руководителем во время защиты диссертации?
При подготовке и защите диссертации у меня было два научных руководителя, так как работа представляла собой новое научное направление, позволившее разработать новый методический подход для изучения термодинамических свойств стекол и расплавов с применением метода высокотемпературной масс-спектрометрии. Моими руководителями были доцент кафедры неорганической химии ЛГУ Герман Александрович Семенов и директор Института химии силикатов им. И.В. Гребенщикова АН СССР академик Михаил Михайлович Шульц.
Михаил Михайлович Шульц, был разносторонней личностью, он ведь еще и художником был.
Да, замечательно, рисовал. Некоторые из картин Михаила Михайловича можно увидеть на его странице в Википедии, где они бережно представлены сыном Михаила Михайловича Алексеем…
Это еще и человек такой достаточно тяжелой судьбы. Он же получается, скажем так, пострадал от репрессии насколько я помню[3]?
Во время войны Михаил Михайлович служил в войсках химзащиты и защищал Ленинград. О репрессиях от Михаила Михайловича никогда не слышала.
Ну и под вашим научным руководством уже затем было защищено несколько кандидатских диссертаций. Расскажите, пожалуйста, во-первых, повлияла ли ваша модель взаимоотношений с вашими научными руководителями на ваше взаимоотношение с поднаучными?
Безусловно, мои научные руководители всегда были для меня эталоном научного руководства и примером для моих взаимоотношений с моими подопечными.
По вашему мнению, изменилась как-то модель научного руководства и взаимоотношения с поднаучными за последние 10-15 лет?
За последние 10-15 лет, на мой взгляд, модель научного руководства не изменилась, по-прежнему сохраняются добрые университетские традиции Учитель-Ученик…
Возможно такой несколько болезненный вопрос про перенос химического факультета в Петергоф. Как вы относились к этой идее?
Бесспорно, реализовать переезд химического факультета в Петергоф при значительном числе экспериментального оборудования было не очень просто. Однако в результате факультет получил просторные лаборатории и прекрасное уютное здание как для обучения, так и для комфортной научно-исследовательской работы.
Скажите, пожалуйста, как, по вашему мнению, повлияли перестроечные процессы и процесс последующего распада Советского Союза на отечественную науку, химию в частности?
Ваш вопрос носит слишком глобальный характер. По моему глубокому убеждению, если человек предан своему делу, то он будет стараться продолжать его даже не в очень простых обстоятельствах.
Можно ли сказать, что стали более активными научные связи с нашими иностранными и зарубежными коллегами? Возможно, какие-то поездки на конференции?
Потенциальные возможности поездок на конференции остались прежними, а проведения научных исследований за рубежом повысились.
Что бы вы назвали своим главным достижением, возможно научным или педагогическим, за годы своей работы в ЛГУ, в СПбГУ?
Продолжение и развитие научных исследований, которые были начаты совместно с моими Учителями Г.А. Семеновым и М.М. Шульцем.
Можно еще пару вопросов вне списка про вашу научно-педагогическую деятельность? Скажите, пожалуйста, а в момент вашей учебы и потом поступления в аспирантуру бывали у вас педагогическая нагрузка?
В период обучения в аспирантуре педагогическая нагрузка ограничивалась только совместной работой со студентами при подготовке дипломных работ.
А в школе номер 45, которая сейчас Академическая гимназия СПбГУ им. Фаддева вас не привлекали к работе с детьми?
Нет.
И еще я читал в статье биографической про вас, что ваши научные разработки помогли потом (лучше нашли применение!) в нашей космической отрасли. Да. В плане «Бурана».
Да, результаты наших исследований позволили объяснить причины успешной длительной высокотемпературной стабильности материалов (до температуры 1600оС), которыми был покрыт космический корабль многоразового использования «Буран». Благодаря выявленным закономерностям и разработанным методическим подходам, в настоящее время для аналогичных целей нами предложены материалы, надежная эксплуатация которых возможна даже до температуры 2500 оС.
Не ответила на ваши вопросы?
Нет, ответили.
Валентина Леонидовна, сейчас вы, получается, являетесь основателем и руководителям, собственной, можно сказать, так научной группы, лаборатории. Расскажите, пожалуйста, как пришла идея организовать эту группу?
Организация научной группы Высокотемпературной химии оксидных систем и материалов в Институте химии СПбГУ и лаборатории Высокотемпературной химии гетерогенных процессов в Институте химии силикатов им. И.В. Гребенщикова РАН никогда не были самоцелью. Коллективу моих единомышленников была интересна работа, которая нашла поддержку у руководства. В результате у нас появилась возможность продолжать исследования, основа которых была заложена еще моими научными руководителями Г.А. Семеновым и М.М. Шульцем в моей кандидатской диссертации.
Спасибо большое за ваше интервью. Мы ответили на все вопросы.
[1] А.Б. Никольский (род.1934) – советский и российский химик, доктор химических наук. Упоминание о стенгазете «Катализатор» А.Б. Никольский оставил в интервью для нашего проекта.
[2] Подразумевается встреча выпускников химического факультета, видео которой Валентина Леонидовна Столярова предоставила для размещения на сайте проекта. Ознакомиться с ним можно в дополнительных источниках к интервью.
[3] Н.М. Трофимов совершает ошибку, в действительности репрессии коснулись отца М.М. Шульца – Михаила Александровича Шульца (1896 – 1954), который провел 10 лет в Соловецком лагере особого режима и был освобожден в 1937 году.