Интервью с Владимиром Шайхатовичем Урузгалиевым

Воспоминания В.Ш. Уразгалиева о студенческом времене и годах преподавания в ЛГУ (СПбГУ)
Ключевые слова
Упоминаемые персоналии
Интервью с Владимиром Шайхатовичем Урузгалиевым
Добрый день, Владимир Шайхатович! Сначала я бы хотела начать с одного момента. Я пыталась найти вашу биографию в интернете, но ее такой полноценной нигде нету. Поэтому давайте немного с конкретизации начнем. В каком году вы вступили в университет? И вообще вот хронологически выстроить порядок вашей жизни, связанной именно с университетом.
С университетом, да? Но тогда - немножко все-таки о себе любимом и моих родственниках. Вчера, как раз после приема экзамена на социологическом факультете, зашел в Смольный собор и ностальгия нахлынула на меня. Поставил свечки за упокой тех, кого больше нет, и за здравие живых. Родился я в Ленинграде и по материнской линии - в четвертом поколении ленинградец, петербуржец. В нашей большой русской семье после войны появился казах, фамилию которого я ношу - мой отец. Я сейчас даже покажу его фотографию. Потому что она очень интересна в том плане. [Видно, да? Да, да, видно].
Это первый казах - капитан первого ранга. Вообще, в семье у меня семь военно-морских офицеров. Я единственный, ну, второй, после дяди младшего, который не пошел по этой линии. Из них - пять капитанов первого ранга. К сожалению, никого уже нет, в том числе и двоюродного брата, одного из разработчиков крейсера Киров (ныне крейсер Петр Великий, единственный наш ракетный крейсер) - Борис Хрымов. Ну и, в общем, это отдельная история, в плане того, как он [отец] стал мужем моей мамы, хотя - это просто изумительная история. Сейчас не буду отнимать время, но могу сказать так, что изначально её старший брат Николай Хрымов ненавидел моего отца (когда они вместе служили на тральщике, разминируя сразу после войны акваторию Финского залива). И в результате потом сам же предложил руку своей сестры. Ну, и еще у меня уникальная бабушка, царство ее небесное, Мария Кузьминична (в девичестве Гордеева и Хрымова по мужу). Осенью 1941 года она, будучи беременной, вместе с моей мамой эвакуировалась из Ленинград на барже по Ладоге, которую бомбили фашисты. В марте 1942 года она родила двойню, но ухаживать за ними пришлось моей маме, так как из-за перенесённого стресса у бабушки возник временный послеродовой психоз.
А моя бабушка чем интересна? Она танцевала перед свитой последнего нашего императора Николая II и получила подарок из его рук. Могу рассказать об этом вкратце. Мой прадед, Кузьма Иванович Гордеев, служил на корабле младшим офицером в императорском военно-морском флоте (после революции он продолжил службу морским офицером и закончил её в звании капитана первого ранга). Российский флот базировался в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). У него было пять детей. Старшие, Николай и Анастасия, умерли от какой-то заразной болезни и похоронены в Финляндии. Остались моя бабушка и её два младших брата, Борис и Евгений (разница возрасти у них лет 10-12), которые впоследствии также дослужились до капитанов первого ранга. Во время последней поездки Николая Второго в Финляндию, он посетил женскую гимназию имени Николая Бобрикова. Н.И. Бобриков – это генерал -губернатор Финляндии, погибший в результате покушения на него в 1904 году. И в честь него была названа женская гимназия, в которой воспитывалась моя бабушка. При посещении Николаем Вторым данной гимназии, её руководство решило сделать ему подарок в виде танца под названием «казачок»[1] в исполнении воспитанниц гимназии. Но поскольку в гимназии учились только девочки, то единственным «мальчиком казачком» решили сделать мою бабушку. Для этого её длинные-длинные волосы заправили под шапку-папаху. И вот они там станцевали перед Николаем Вторым с его свитой. После того, когда закончился танец, все зааплодировали, а Николай II говорит, «Ой, какой красивый казачок! Иди сюда, я тебе подарок сделаю». Императору на серебрёном подносе подали большую-большую красивую конфету и он предложил её бабушке. Бабушка пошла к нему, но она застеснялась, споткнулась, и в результате у нее шапка-папаха упала и волосы упали на плечи. В результате все увидели, что это девочка, а не мальчик. И вся царская свита вместе с Николаем II засмеялась. Бабушка застеснялась и убежала Когда она мне это рассказала, я спросил, бабушка, а конфета-то где? А мы её с девочками поделили, отвечает, съели понемножку, по чуть-чуть. Говорю, бабушка, ну ладно, это Николай II (я тогда где-то в первом классе был, наверное), а ты Ленина-то видела? Она говорит, нет, Ленина не видела. Я говорю, ну вот видишь, Ленина не видела, значит, это уже не то. Вот такая была история. Ну ладно.
Дед у меня прошёл блокаду. До войны он был учителем математики, в результате у него была бронь, он остался в Ленинграде. Провел всю блокаду, а потом участвовал в её прорыве. И как бы погиб, так как бабушке (маме) в эвакуации в городе Саранске пришла на него похоронка, они его оплакали, а потом оказалось, что он тяжело ранен, славу Богу, жив. Он после войны преподавал в Нахимовском училище и получил военно-морские погоны. И там в Нахимовском училище его фотография висит. Вот такая история.
Ну, ещё буквально два слова. Если моя бабушка танцевала перед Николаем II, то я видел лично Елизавету II. Когда Елизавета II, ныне покойная королева Великобритании, прибыла в Россию с официальным визитом (это был, если не ошибаюсь, где-то 1994 год), она побывала в двух городах. Вначале она была в Москве, а потом приехала в Петербург. А я как раз преподавал тогда, как сейчас помню, на Восточном факультете. Мне нужно было попасть в Дом книги. Ну, я вышел на набережную, а там, в общем-то, ничего не ходит, все закрыто, перекрыто и так далее. Ну, я так, не спеша пошел, зная, что сегодня визит. Дошел до Казанского собора, остановился напротив Дома книги[2]. Перейти нельзя было, поскольку стояла везде милиция на Невском. Ну и стал ждать, когда пройдет эта процессия. В процессе, значит, впереди ОМОН, потом идут швейцары - охрана королевы. Бронированная (скорее всего) такая прозрачная трон-капсула прямоугольной формы, в которой сидит слева королева, ну и принц Уэльский справа. То есть королева сидела с стороны, где я стоял. Вот они медленно-медленно идут-идут-идут. Ну, в смысле, едут-едут-едут. Наконец они поравнялись со мной, а я внимательно смотрю на эту процессию. И тут я встречаюсь своими глазами с глазами Елизаветы II. И мне даже показалось, что она мне слегка кивнула, прикрыв на мгновение глаза. Так что, и у меня, как и у моей бабушки, был по жизни такой “царско-королевский” эпизод. Ладно.
Родился я, кстати, в Снигиревке. Это роддом №6 - знаменитый роддом на улице Маяковского, на которой находится школа №214, которую я закончил в 1971 году. Кстати, в этом же роддоме, ровно за полтора года до моего рождения, родился наш президент Владимир Владимирович Путин. Может быть, даже лежали в одном кювете[3].
Что касается университетских годов, то у меня несколько родственников заканчивали наш alma mater, который я очень люблю. Для меня это, конечно, знаковое событие. При всех проблемах, которые возникают у нас, связанных с различными вариантами, это, конечно, действительно альма-матер. Первым ЛГУ закончил мой отец. Будучи уже военным моряком, он заочно закончил исторический факультет. Моя тетя закончила филологический факультет.Мой сын - выпускник социологического факультета , защитивший кандидатскую диссертацию на экономическом факультете.
Я поступил в ЛГУ в 1971 году. Тогда наш экономический находился на Менделеевской линии, 5. Здесь мы делили третий этаж вместе с философами. Мы оттуда переехали где-то, если я не ошибаюсь, в 1975 году на Чайковскую, 62, а потом у нас еще две площадки образовались: соответственно, на углу Салтыкова-Щедрина (ныне вернули название - Кирочная улица) и улицы Радищева, а также на Таврической улице. На последней имеется не только высококлассное современное учебно-техническое оборудование , но и лифты, что позволяет обучаться людям, которые имеют определённые сложности с двигательным аппаратом. Они могут на лифтах подниматься и, соответственно, там учиться, это очень важно, потому что в других вузах этого, к сожалению, я не видел. Я преподавал на многих факультетах, но нигде не было лифтов. Закончил ЛГУ в 1976-м году, и после этого был распределен в Ленинградский педиатрический медицинский институт. Преподавал там до 1982-го года, а в 1982-м году был зачислен в целевую аспирантуру экономического факультета ЛГУ на кафедру политической экономии для гуманитарных факультетов. Помимо данной кафедры, на факультете были еще теоретические кафедры: кафедра политической экономии для технических факультетов и кафедра политической экономики для экономического факультета. Последнюю возглавлял выдающийся, я считаю, человек как личность и прекрасный ученый Пешехонов Владимир Андреевич[4].Он являлся деканом факультета в годы моего студенчества, а его заместителем был Богомазов Геннадий Григорьевич[5]. Слава Богу, Геннадий Григорьевич и сейчас работает на факультете. Почетный профессор и так далее. Когда я его вижу, у меня душа раскрывается и радуется. Очень потрясающий человек. Бывший заведующий кафедрой истории экономических учений. Сейчас она объединилась с кафедрой экономической теории и стала кафедрой экономической теории и экономической мысли. Он продолжает работать. Молодец. Просто умница. Очень талантливый, душевный и мудрый человек. Дай Бог ему здоровья и долгих лет плодотворной жизни.
Когда я был студентом, Геннадий Григорьевич мне позволил в летние каникулы после второго курса подработать, хотя в те времена студенческая подработка (коме участия в студенческих строительных отрядах) не очень поощрялась. А так получилось, что я, занимался самбо, у меня зрение упало во время соревнований. В результате меня не взяли в стройотряд, к сожалению, после второго курса. Жесткие требования к здоровью тогда были и на врачебной комиссии мне сказали, что у тебя ухудшилось зрение и лучше не рисковать. Как раз в это время ввели в эксплуатацию новый терминал аэропорта Пулково (я еще в 10 классе ездил на экскурсию, когда его строили), и я устроился в военизированную пожарную охрану этого терминала. Работал сутки через трое: днём - дежурил в пожарной машине, ночью - охранял с винтовкой стоянку самолётов на запасном поле аэропорта.
После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации в 1985 году, я вернулся в педиатрический институт и преподавал там до конца 1989-го года. В январе 1990-го года меня пригласили в alma mater на кафедру, аспирантуру которой я заканчивал. С 1 января 1990 года по июль 1996 года я работал на этой кафедре. Затем - ушёл работать в бизнес. Это был в то время один из самых “крутых” и жестких видов бизнеса, который можно придумать. Это нефтяной бизнес. Работал я в крупнейшем нефтяном трейдере северо-запада - Балтийской финансово-промышленной группе (БФПГ). О нем много чего написано, лучше не читать, поскольку до сих пор не расследовано убийство моего шефа и приятеля, который, кстати, был племянником моего заведующего кафедрой - Николая Дмитриевича Колесова[6], одного из известнейших и уважаемых политэкономов того времени. Он написал книгу «Политэкономия в вопросах и ответах».[7] Это была первая книга по экономике в жанре «вопросы-ответы», которая выдержала не один тираж и была очень популярна в Советском Союзе. Николай Дмитриевич Колесов - это, конечно, уникальнейший человек, доброй души человек. К тому же он был еще инвалид войны. Несмотря на это, он ездил на машине до конца почти всей своей жизни. Именно он пригласил меня работать на свою кафедру. Его племянник, как раз, и возглавлял эту компанию. Его звали Павел Григорьевич Капыш и в петербургском бизнесе он был известен как «Император». Паша закончил наш экономический факультет на два года позже меня, кандидат экономических наук, доцент. 26 июля 1999 года он погиб в результате покушения - его бронированный джип «Шевроле- Субурбан» был расстрелян из гранатомётов на Университетской набережной. Эта история очень известная и одно из самых громких и дерзких убийств, которое анализируют многие службы безопасности до сих пор. Как пособие, к сожалению, кровавое. Но это отдельная история, это 1990-е годы, сейчас об этом я рассказывать не буду. Я в этом бизнесе крутился де-факто шесть лет. Очень много путешествовал, в Москве побывал во многих властных и бизнес структурах, включая Государственную Думу, Совет Федерации, даже в Кремле был. Очень много было разнообразных встреч и подписаний контрактов, причем различного характера, в том числе и неформального. У БФПГ был единственный на северо-западе свой собственный самолет. Заправок нас было, правда, меньше, чем в ПТК. Поздно начали, где-то 36 заправок (под брендом «Балт-трейд»). Две заправки были во фрайчайзинге у ЮКОСа[8]. Ну, там много историй. Я не хочу рассказывать про 1990-е, потому что это отдельная история. Там просто детектив.
Это для отдельного интервью по 90-м, видимо, нужно.
Да. В [19]90-е гг. я встречался с различными нефтяными « генералами», с некоторыми подписывал договора, в том числе даже с губернатором Тюменской области, господином Л. Рокецким. Ну, в общем, много чего было интересного. В 2001 году я вернулся на преподавательскую работу на свою кафедру (кафедру экономической теории и экономической политики) и каждый раз, когда прихожу к студентам после той мясорубки, в которой я побывал, и вижу красивые умные молодые лица, я всегда очень радуюсь. Просто у меня возрождение происходит, ренессанс своеобразный. Вот, как бы, краткая моя история. Ну, и буквально по научной работе могу сказать так. Первая диссертация была защищена в 1985 году. Это была, по секрету скажу, наверное, первая диссертация в СССР, которая называлась «Экономическая культура при социализме». Дело в том, что у нас была жесткая система материализма, марксизм-ленинизм и так далее. Поэтому культура считалась исключительно духовной сферой, то есть не имеющей отношение к экономической жизни.. Ну и тут мне повезло, меня Николай Дмитриевич Колесов познакомил с самым молодым профессором в Петербурге и, наверное, вторым по молодости доктором экономических наук во всей советской истории – Владимиром Фёдоровичем Щербиной. Самым молодым доктором был академик А.Г. Аганбегян[9] , который в 36 лет стал доктором наук. А так обычно докторами наук в СССР становились люди, ну, за 50 лет. А он где-то в 36 был. А Володя Щербина, (он у меня старше был на 5 лет и мы с ним позже дружили , так сказать, «домами,»), он защитил докторскую где-то в 38 лет. Причем защитил уникальную диссертацию по экономическим противоречиям при социализме. Ну тогда было очень сложно писать научные работы по противоречиям при социализме . Вот он это сделал. Тяжело, через Москву, в Москве его диссертацию утвердили, все-таки. Мы с ним сразу стали общаться на «ты». Он говорит, Володя, у тебя есть тема диссертации. Я ему озвучил пару вариантов. Говорит, есть для тебя оригинальное предложение, от которого невозможно отказаться - это экономическая культура. Говорю, ну, что я буду писать? Культура и экономика где-то разные вещи. Такова у меня была первая реакция. Говорит, да, конечно, а ты подумай. Вот найди у Маркса, Энгельса или Ленина хоть что-то, чтобы было словосочетание «культура экономическая». И все. (Я нашел у Ленина термин «экономическая культура») Остальное, значит, будешь работать – сделаешь. И ее утвердили. Причем утверждали тоже интересно. На ученом совете Николай Дмитриевич Колесов рассказал мне, что в начале все были против. Говорят, ну где культура и где экономика? Пусть идёт защищаться в Институт культуры им. Н.К. Крупской[10]. Ну, тогда Николай Дмитриевич спас мою тему. Что вы, говорит, прицепились к молодому человеку? Пусть пишет. Тогда деканом был Олег Иванович Ожерельев (в последствии он стал экономическим советником М.С, Горбачева в последние годы его правления). Я написал эту диссертацию и успешно защитился. А тему докторской диссертации, которую мне многие мои коллеги предлагали написать, я отдал сыну, который её защитил в виде кандидатской диссертации. Фактически я придумал новую экономическую категорию, которой в экономической теории не было (Интернет это подтвердил). Категория называется «геополитические товары». Что такое геополитика, это всем известно. А вот «геополитические товары» - это моё собственное изобретение. На мой взгляд пока геополитическим статусом обладают только два товара – это нефть и природный газ. И если в [19]90-е годы я на практике занимался нефтью, то вернувшись к научной деятельности, стал осмысливать этот феномен концептуально, а в последние годы мой научный интерес сместился с нефти на природный газ, а также на проблему энергетического перехода. В поисковике можно посмотреть мои статьи и учебники в которых данная тематика представлена через призму концепции экономической безопасности. Мною написаны два учебника по экономической безопасности, которые изданы в издательстве «Юрайт»[11]. В этом году «Юрайтом» выпущены три моих учебника по энергетической, финансовой и продовольственной безопасности. Сейчас в «Юрайте» просят меня написать новый учебник. Я говорю, я не буду, не смогу писать, потому что пока я буду писать, учебник уже устареет потому, что в ситуации экономической войны, которая развязана против России, все идет просто в онлайн формате и актуальность информации будет незначительной. Поэтому надо подождать, когда ситуация более-менее стабилизируется.
Еще раз тогда отдельно, почему именно ЛГУ? Только из-за того, что ваш отец учился и вообще была связь с этим университетом? Или еще были какие-то причины?
Наверное, на это повлияло то, что и тетя, и отец заканчивали ЛГУ. Сейчас уже не могу сказать даже, почему. Он же назывался университет им. А. А. Жданова. Кстати, сейчас расплодилось куча университетов. Наш ЛГУ был единственный настоящий университет в том виде, как университеты в Средние века возникли в Западной Европе. У нас не хватало только одного факультета - медицинского. У них же в Европе, насколько я знаю, отдельных медицинских институтов нет, они существуют в рамках университетов, а у нас медицинское образование осуществлялась в специализированных медицинских институтах. Так, в Ленинграде был Первый мед. институт[12], Педиатрический медицинский институт[13], Санитарно-гигиенический институт[14]. Кстати, педиатрических институтов было всего два на весь Советский Союз - наш, ленинградский и в Ташкенте. Теперь в рамках СПбГУ функционирует Медицинский институт, то есть наш университет имеет весь набор специальностей, характерный для классического университета. Поэтому, чтобы отличать СПбГУ от всех прочих университетов, он носит неофициальное название «Большой университет».
Хорошо. Так, а отметились ли годы вашей учебы в университете какими-то значимыми знакомствами именно среди однокурсников? Вот с кем вы до сих пор общаетесь, возможно, из них?
Я могу по пальцам перечислить всех своих однокурсников, кто преподает в нашем университете.
Давайте.
Кроме меня, в СПбГУ работает ещё 6 человек. На экономическом факультете работают 3 моих однокурсника, из которых 2 - одногруппника Это, значит, Витя - Деньгов Виктор Вениаминович[15], на нашей кафедре он работает, доцент, и Боря - Борис Иванович Соколов[16], профессор, он доктор экономических наук, он работает на кафедре теории кредита и финансового менеджмента. Вот нас три богатыря осталось на нашем факультете, так сказать, в “чистом виде”. О третьем человеке скажу дальше, особо. Плюс два человека находятся на социологическом факультете, даже три, прошу прощения, значит, там моя одногруппница Галя - Галина Александровна Меньшикова[17], доцент. Там также работает заведующий кафедры социального анализа и математических методов в социологии Саша - Сошнев Александр Николаевич[18], мой тоже, естественно, однокурсник, доцент. И еще Ирина - Демидова Ирина Джаваншировна[19], она училась в группе кибернетики, кандидат социологических наук, читает лекции на социологическом факультете и возглавляет одну из научно- исследовательских структур. Все мы поддерживаем между собой тесные дружеские связи. Ну, у нас еще есть один однокурсник, которым мы гордимся и который работает не только на экономическом факультете, но и на руководящем посту в ректорате. Я имею в виду Лену - Елену Григорьевну Чернову[20]. Она доктор экономических наук, до недавнего времени - первый проректор СПбГУ. Сейчас она является Учёным секретарём университета, зам. председателя Учёного Совета СПбГУ. Елена Григорьевна человек, который всегда придет на помощь, если у кого - то возникают проблемы со здоровьем. Слава Богу, у меня особых проблем не было, кое у кого из моих однокурсников были. Изумительный человек, очень талантливый как руководитель. Это я по экономическому факультету знаю..
А у вас много людей было на потоке, когда вы учились?
Если мне не изменяет память, то всего на курсе училось 90 человек: 40 политэкономов и по 25 было кибернетиков и студентов ЭИР - экономика исследований и разработок.
Да, в сравнении с тем, сколько сегодня человек поступает, это намного меньше.
Да, кстати, я тут слышал, что юристов в этом году набрали больше всех. Я там веду семинары, а мой коллега с кафедры А.В. Новиков[21] читает лекции. Но оказывается, больше всех на менеджменте. Там чуть ли не 600 человек. как мне сказали, ещё в прошлом году Не знаю, может быть я неправильно понял.
Менеджмент, это Высшая школа менеджмента.
Да, Высшая школа.
Хорошо. Дальше следующий вопрос. Насколько активно вы вовлекались в студенческую жизнь университета? То есть вспомнить, может быть, какие-то ассоциации, союзы, кружки. Чем вообще вы жили в студенчестве?
Ну, надо сказать, у нас не было такой бурной и насыщенной жизни, как сейчас у вас. Да, были спортивные кружки, в КВН и прочее. Честно говоря, нет, мы тусовались исключительно в рамках своего экономического факультета, своей группы молодежной и так далее, как бы не выходя за рамки экономического факультета. По крайней мере, ваш покорный слуга. Да и не знал я кого-нибудь из своих коллег, кто бы чем-то занимался в других вариантах.
То есть каких-то активных студенческих настроений не проявлялось?
Не было просто. Единственное, чтобы заработать деньги, это стройотряды, которые тогда появились. Вот там работали, а больше нет.
Тогда сейчас ещё отдельно, в рамках вопроса, еще раз, кого из преподавательского состава Вы бы могли назвать своими учителями? Возможно, кого-то Вы еще не назвали. Именно учителями, которые вложили в Вас самую базу, которые Вас направили, показали, как вообще жить в этой науке.
Ну, я, во-первых, придерживаюсь собственных идей и умозаключений с молодых лет, с младых ногтей, так сказать, придерживаюсь. Не сразу, конечно, но довольно быстро осознал, что все-таки библейское «не сотвори себе кумира» очень важно, но одновременно я всегда уважительно отношусь к мнениям авторитетов, хотя «авторитет» в данном случае такое двойственное слово. Я имею ввиду авторитет в естественном варианте, а не в том, в котором в другой субкультуре используется этот термин. Я очень любил и уважал многих преподавателей. Будучи преподавателем, я в [19]80-х годах дважды проходил стажировку по повышению квалификации. У нас был в Петербурге такой институт повышения квалификации. Он находился на острове, который раньше назывался Голодай, сейчас называется остров Декабристов. Возглавлял его Игорь Константинович Смирнов[22] - великолепный наш теоретик, потом, после того, как , к сожалению, этот институт бал закрыт, Игорь Константинович стал работал у нас, на экономическом факультете. В Инженерно -экономическом институте был потрясающий экономист, специалиста по ценообразованию, такого уровня специалиста не было даже в Москве, я имею в виду Алексея Николаевича Малафеева[23]. Он нам читал лекции по ценообразованию так профессионально и с таким юмором, что просто вызывал восторг у аудитории. Ну и конечно, я уже упоминал человека, который стал моим научным руководителем, моим другом – Владимир Щербина. Он был заведующим кафедрой гидрометеорологического института. Потрясающий человек, к сожалению в он умер в расцвете сил. На два года уехал в Польшу, там преподавал, где-то в [19]89-м он вернулся, реактивизация и так далее, у него большое сердце было, и он ночью умер от разрыва сердца. Это была трагедия. Просто талантливый человек. Кстати, у него был еще один ученик, Сережа Бурков [24]из Кемерово, который потом стал известным человеком, он был помощником А.Г. Тулеева[25], а потом стал депутатом Думы и возглавлял, в той Думе в первой, российской уже, он возглавлял комитет по собственности, приватизации и акционирования. Там три Сергея было. Сергей Бурков, Сергей Глазьев[26], академик наш знаменитый, и Сергей Калашников[27], который до сих пор в Думе сидит, социальный блок разрабатывал. Бурков это мой хороший приятель. Сейчас, к сожалению, мы расстались, уже давно не видел, не знаю где.
Какой идеальный образ преподавателя складывался у студентов во времена, когда вы учились?
Идеального, конечно, нет, каждый человек по-своему интересен тем более преподаватели и в первую очередь, конечно, это оригинальность мысли. Оригинальность мысли, подход к анализу известных вещей, которые традиционно рассматривались в рамках марксистко-ленинской теории. Мы понимали, что многое далеко не так. Допустим, я прекрасно знаю «Капитал» Карла Маркса. Мало того, что мы изучали его год, потом еще изучали отдельно в ходе спецсеминара. Допустим, я теорию прибавочной стоимости, как краеугольный камень марксизм, понимаю. У Маркса всё почти абсолютно логично, я могу это рассказать в подробностях. Там формально есть противоречия между первым и третьим томами Капитала (между стоимостью и ценой производства), но оно снимается через диалектику содержания и его превращённой формы.Четвертый том обычно вообще никто не читает, хотя по объёму он самый большой. Здесь Маркс критически анализирует различные экономические теории. К тому же только первый том вышел ещё при жизни К. Маркса, а второй том вообще Ф. Энгельс собирал из различных фрагментов рукописей Маркса. Однако, я понимал, но не мог для себя логически сформулировать определённое ощущение, что тут кроется какая-то нестыковка. Все логично, кроме одного, что я не мог никак понять. А ведь у нас в те времена был очень жёсткий запрет на литературу с любой критикой марксизма-ленинизма. Допустим, моя студентка в педиатрическом институте хотела написать курсовую по экономическим работам Николая Бухарина.Для этого мне пришлось писать докладную на имя заведующего кафедры с просьбой разрешить ей получить эти работы в библиотеке, а заведующей уже писал дальше в первый отдел и т.д., но в конце концов разрешили. Вот она хоть почитала Н. Бухарина, я хоть тоже вместе с ней почитал. И когда прочитал, «заметки критики экономиста», где Бухарин критикует Евгения ( Ойгена) фон Бём-Баверка[28], одного из лидеров австрийской школы маржинализма. А Бём Баверк написал две книги (с разницей в 10 лет), критике Маркса. И вот я, прочитав, как Бухарин критикует Ойгена фон Бём-Баверка за то, что тот критикует Маркса, я понял, что Бём - Баверк был прав и понял ахиллесову пяту в логичности марксистской теории прибавочной стоимости.
А вот некоторые преподаватели в те времена, когда были многие вещи запрещены, они обходили это, обходили, но очень красиво, так, чтобы их не подозревали в том, что они критически относятся к некоторым постулатом марксизма. Это чувствовалось именно в институте повышения квалификации, потому что в учебных лекциях это было невозможно. Особенно это проявлялось в лекциях В.Ф.Щербины - он вообще был брутальный мужчина, у него был глаза потрясающе лучистые, которые просто излучали мудрость. В молодости он боксом занимался, а студентом подрабатывал грузчиком. И вот когда он читал лекцию, это было очень интересно и впечатляюще. И, конечно, Алексей Николаевич Малафеев. Тот вообще просто... Ну там все мы умирали со смеху, когда он рассказывал эпизоды своей жизни, и в то же время нам четко давал систему ценообразования. И мы знали систему ценообразования подробно очень. Главное, не так, как в учебнике написано.
А какие литературные труды, кроме Маркса, на вас повлияли? В период вашего формирования, так сказать?
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, да. Ну, Карла Маркса нас заставляли читать. Нам никуда не деться было, как, впрочем, и Ф. Энгельса. Например: « Происхождение семьи, частной собственности и государства» или «Анти - Дюринг». Я уж потом только узнал, что Евгений Дюринг[29] был, оказывается, слепой и Ф. Энгельс был далеко не прав, когда он так критиковал этого выдающегося человека, к тому же еще и слепого ну, это так к слову, честно говоря, в основном читал советских экономистов ну, допустим, Ивана Кузьминова[30].
Как Вы оцениваете влияние перестроечных процессов в второй половине 80-х годов, как свидетель их? Будучи в Советском Союзе, там, вторая половина 80-х, перестройка, как вот это на Вас сказалось, на Вашей жизни?
Да, это очень интересно оказалось, потому что до 1985 года, до перестройки, я почти не читал публичные лекции, ну, кроме учебных. В 1985, когда я стал кандидатом наук, началась перестройка, и когда появилась, так называемая, «гласность» и возможность более-менее открыто обсуждать накопившиеся экономические проблемы, я стал много читать публичных лекций, вступив в общество «Знание». Появилось много интересной экономической информации, которая изначально стала появляться не в научных, а в художественных журналах. Первыми это были ,так называемые, толстые журналы. Ну, в частности, в 1984 году настоящий фурор произвела статья в «Новом мире» доктора экономических наук - Николая Шмелева[31], она называлась «Авансы и долги». Можно прогуглить и почитать эту знаковую статью. В эти времена в своих выступлениях я ратовал за хозрасчет, но в рамках социалистической системы, конечно, хозяйства. То есть рынок по типу капиталистического мы тогда не признавали. Мы до этого не могли понять, как это можно сделать. То есть то, что сделал Китай, фактически, потом, во времена Дэн Сяопина уже, после Мао Цзэдуна. И вот Николай Дмитриевич Колесов, царство ему небесное, тоже был рыночник, он противостоял на факультете ( не буду называть конкретные фамилии ) тем, кто отрицал развитие рыночных отношений при социализме. Вспоминаю, что уже в 2000-х годах, когда я уже снова вернулся на кафедру, он говорит, Володя, помнишь, как мы с тобой рыночниками были в 1980-х годах? Я говорю, да, Николай Дмитриевич. Он говорит, ну вот, а теперь, не кажется ли тебе, что мы, так сказать, где-то заблуждались, в чем-то перегнули палку в своей рыночной пропаганде? Я полностью с ним согласился.
В те времена было три основных концептуальных проекта по переходу к рынку. Первый, так называемый проект «академиков», второй - программа «500 дней»[32] Явлинского-Шаталина. Изначально это была программа «400 дней,» а потом ее переформатировали в программу « 500 дней.» Я даже преподавал ее студентам, потому что она была расписана очень интересно и хорошо. Он [Г.А. Явлинский] говорил, что это понятно нельзя сделать за 500 дней, но это как бы алгоритм, по которому можно реформировать экономику. К примеру, в этой программе процесс приватизация начинается только на втором этапе. Ну а на первом этапе необходимо провести полную инвентаризацию российской экономики. Сама приватизация начинался с мелкой приватизации, ну там булочные парикмахерские и так далее. Я поддерживал в этом смысле Г.А. Явлинского, я не признавал его взгляды политические, но как экономиста я считал его сильным. Но победил третий проект - программа Е.Т. Гайдара. Это шоковая терапия или терапия без шока, я ее называл еще хирургией без наркоза. Я прекрасно помню, как это всё происходило. На ряде факультетов я читал студентам спецкурс по экономическим реформам 1990-х годов, поэтому сейчас не даю подробности. Тогда это было нечто непонятное, но потом стало известно, что мы подписали в 1992-м году кабальный договор с МВФ[33] (хотя ясно, что в это время избежать этого было нельзя) , но мы до сих пор не можем проводить, допустим, эмиссию денег так, как это делают все значимые центральные банки, в том числе и Народный банк Китая. Так, согласно, если не ошибаюсь, 8-ой статье соглашения с МВФ, Банк России не имеет права покупать государственные ценные бумаги на первичном рынке и тем самым осуществлять эмиссию рубля.
В заключение,характеризуя ситуацию второй половины 1980-х годов, могу только по этому поводу рассказать один эпизод, который на меня произвел сильное впечатление. Меня попросил Выборгский райком партии прочитать перед 23 февраля лекцию для ветеранов Великой Отечественной войны. Я, честно говоря, колебался. Думаю, поймут, не поймут. Ну, давай, ты, мол, у нас один из ведущих. Не хвастаюсь, но так считали в Выборгском Обществе «Знание»[34]. Прочитаешь, чтобы интересно было им. Я согласился. Прихожу в райком партии. Там, в актовом зале, человек 200 сидит ветеранов с орденами, одеты все торжественно. Ну, и почти как у В.С. Высоцкого, «и от начала до конца я проарал ту самую охоту». Я начал с критического анализа падений темпов роста советской экономики, рассказал о том,что нужно сделать, как переходить к рынку и так далее, и тому подобное. Прочитал и такое молчание. Потом встает один из ветеранов ( надо сказать, что они молодцы, они старенькие были уже, но вставали, вот что значит закалка советская) и говорит, «молодой человек, вы что это тут нам какие-то антисоветские идеи рассказываете о борьбе с нашей дорогой советской экономикой? Ну, у меня все опустилось. Сейчас меня закроют, как говорится, выгонят из института с волчьим билетом, хотя я и пытался донести до них критику максимально аккуратно. Но тут второй ветеран так бодренько встает и говорит « ты брось там, Иван, так на молодого человека наговаривать. Молодой человек прав, он правильно говорит. Политику партию надо менять в экономике, потому что мы действительно буксуем. И тут зал зааплодировал мне. У меня сразу отлегло от сердца, я перекрестился, молча про себя. Думаю, господи, слава Богу. Надо отметить, что регулярное общение с простыми людьми, как с молодыми, так и ветеранами, дало мне бесценный опыт и веру в себя. Было очень интересно и познавательно. И меня, откровенно говоря, настолько почему-то уважали в институте, что в 25 лет назначили председателем экзаменационной комиссии Педиатрического медицинского института и я два года занимался организацией приёма экзаменов в институт.
Ну, и тогда, наверное, в завершение, что бы вы пожелали молодому поколению, стремящемуся познать свою жизнь с точки зрения науки?
Тяжелый вопрос. Был такой фильм «Жить, чтобы жить»[35]. Если говорить с точки зрения православия (а я был крещён подпольно, когда мне было около двух месяцев благодаря бабушке, которая единственная в нашей семье верила в Бога, а все остальные были убеждёнными атеистами), цель жизни – это спасение души. Чем дальше мы живем, тем больше мы это понимаем. Пока вы молодые, вы этого не понимаете, вы не задумываетесь, это естественно. Кстати, у меня есть своя точка зрения по поводу того, как возможно «удлинить» жизнь. Вот ты поймешь потом мои слова. Ну, это естественная вещь. Чем дальше ты будешь жить, тем быстрее время будет лететь. Это все знают. Я задумывался, почему так происходит. Например, последние 10 лет пролетели очень быстро , просто как миг (Как поётся в песне из кинофильма «Земля Санникова»[36] «… есть только миг, за него и держись, есть только миг между прошлым и будущем, именно он называется жизнь»). А вот 10 лет в школе казались огромным-огромным промежутком времени. А вот 10 лет после школы уже ощущаются меньшим отрезком времени. А далее - время перманентно ускоряется и каждые 10 лет становятся короче и короче. Для того, чтобы продлить время, я по опыту жизни могу сказать, что нужно попытаться, это, конечно, сложно, но максимально чаще менять обстановку и местоположение. Когда я 5 лет работал в бизнесе и постоянно бывал в командировках, то это значительно удлинило время в моём личном восприятии . К сожалению из-за этого не смог уделить должного внимания воспитанию своего сына. Я почти каждую неделю уезжал в командировки. Очень часто бывал Москве, а также посещал многие другие города и регионы страны. Так практически пять лет крутился в командировках. И вот эта постоянная смена, эти пять лет, на меня стал очень длинным сроком жизни. А когда вернулся на преподавательскую работу, то в отсутствии регулярных командировок время опять стало пролетать относительно незаметно. Поэтому, что пять, что десять, что почти двадцать лет – было почти как вчера.
Хочу отметить, что сейчас у молодых появляются потрясающие возможности (но, к сожалению, резко возрастают и риски). Но этот информационный бум, да, он захлестывает, он просто людей сводит с ума. Это отдельная история. Я вот сейчас тоже влезаю в этот искусственный интеллект. Я вижу, что происходит. Допустим, мы сейчас уже ловим студентов на использование GPT-4[37]. При этом пока имеющиеся в вузе антиплагиатные системы не верифицируют использование в научных работах студентами «творчества» нейросети. Однако уже разработана система, которая на 100% «ловит» сгенерированный нейросетью текст, но она платная. Я сейчас всё чаще погружаюсь в философию, как континентальную (где, на мой взгляд, всё больше и больше раскрывается величие Платона), так и аналитическую. То есть надо изучить вообще, что такое интеллект, что такое разум и т.п. Заканчивая рассказ «о себе любимом», хочу отметить, я не могу и не хочу жить нигде кроме России нашей. Я был за границей не раз. Первый раз был ещё в 1978 году в Польше, тогда в Польской Народной Республике. Там я был в качестве командира стройотряда педиатрического медицинского института. Потом, когда уже СССР не стало, более часто бывал за границей. Но все равно все время тянет домой, домой, домой. Никогда бы не смог жить в другой стране, честно говоря. Да и могилы здесь моих родственников и так далее. Но дело не в этом. Просто если ты действительно патриот и ты веришь в свою страну, несмотря на все «гримасы бытия», то все остальное будет... Подвергай сомнению, но никогда не подводи свою Родину-Мать. Ну а дальше... профессионально стремиться надо так, чтобы можно достойно жить и зарабатывать достойные деньги, конечно, не всегда такие деньги могут быть, но обязательно будут те или иные возможности, а значит и будут деньги конечно, ну и хорошо бы, чтобы «добыча» этих денег в максимально возможной степени совпадало с устремлениями своей души, а не только разума (пока ещё не искусственного). Например, моя душа, помимо любви, лежит, допустим, к преподаванию. Когда я рассказываю студентам некоторые вещи, открываю им то, что, допустим, они не находят в учебниках у меня просто душа радуется. Естественно, что иногда они в процессе нашего общения они думают о другом, о своем, «о девичьем», как говорится. Ну ладно, это уже другая песня. Вот. Мы так заканчиваем, да? Поэтому я хотел бы в заключение пожелать две вещи. Любви и счастья.
Спасибо, Владимир Шайхатович!
Библиографическое описание аудиофайла
[1] Казачок - украинский, южно-русский и белорусский народный танец-пляска.
[2] Дом Книги - книжный магазин в г. Санкт-Петербург на Невском проспекте.
[3] cuvette с англ. — «лохань, таз»
[4] Владимир Андреевич Пешехонов(1928-2004) - доктор экономических наук, профессор.
[5] Геннадий Григорьевич Богомазов(род. 1936) - доктор экономических наук, профессор.
[6] Николай Дмитриевич Колесов (1925-2012) - доктор экономических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны.
[7] Николай Дмитриевич Колесов. «Политическая экономия социализма в вопросах и ответах», 1979. 224 с.
[8] ОАО «НК „ЮКОС“» — российская нефтяная компания, существовавшая с 1993 по 2007 год. 1 августа 2007 «ЮКОС» была объявлена банкротом, до 12 ноября 2007 года в отношении компании проводилось конкурсное производство — последняя процедура банкротства. 21 ноября 2007 года компания была ликвидирована.
[9] Абел Гезевич Аганбегян (род. 1832) - советский и российский экономист, доктор экономических наук, профессор.
[10] «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» — высшее учебное заведение в Санкт-Петербурге, основанное в 1918 году.
[11] «Юрайт» — образовательная онлайн-платформа для университетов и колледжей.
[12] Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
[13] Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
[14] Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова, отдел платного додипломного обучения отечественных студентов
[15] Виктор Вениаминович Деньгов - кандидат экономических наук, доцент Кафедры экономической теории и экономической политики.
[16] Борис Иванович Соколов - доктор экономических наук, профессор Кафедры теории кредита и финансового менеджмента.
[17] Галина Александровна Меньшикова - доцент кафедры социального управления и планирования
Кандидат экономических наук
[18] Александр Николаевич Сошнев- заведующий кафедрой социального анализа и математических методов в социологии. Кандидат экономических наук.
[19] Ирина Джаваншировна Демидова - кандидат социологических наук, ст. преподаватель СПБГУ.
[20] Елена Григорьевна Чернова - первый проректор СПбГУ. Доктор экономических наук.
[21] Андрей Владимирович Новиков - кандидат экономических наук, доцент Кафедры экономической теории и экономической политики СПбГУ.
[22] Игорь Константинович Смирнов (1931-2013) - российский учёный, экономист, специалист по философии политической экономии, доктор экономических наук.
[23] Алексей Николаевич Малафеев (1915-1988) - профессор политической экономии.
[24] Сергей Васильевич Бурков (род. в 1956) - российский экономист и политический деятель.
[25] Аман Гумирович Тулеев (1944-2023) - российский государственный и политический деятель.
[26] Сергей Юрьевич Глазьев (род. в 1961) - российский экономист и политик. Доктор экономических наук.
[27] Сергей Вячеславович Калашников (род. в 1951) - российский государственный и политический деятель. Доктор экономических и кандидат психологических наук.
[28] Ойген фон Бём-Баверк (1851-1914) - австрийский экономист и государственный деятель. Один из основных представителей австрийской экономической школы.
[29] Карл Евгений Дюринг (1833-1921) - немецкий философ, профессор механики, занимался вопросами политэкономии и права.
[30] Ярослав Иванович Кузьминов (род. в 1957 г.) - российский экономист, общественный деятель.
[31] Николай Петрович Шмелев(1936-2014) - российский экономист. Доктор экономических наук.
[32] «500 дней» («Проект Явлинского – Шаталина», «Переход к рынку»), нереализованная программа экономических реформ в СССР, целью которых был переход от плановой экономики к рыночной.
[33] МВФ - Международный Валютный фонд
[34] Общество «Знание» Санкт – Петербурга и Ленинградской области - государственное учреждение.
[35] «Жить, чтобы жить» (фр. Vivre pour vivre) — французский фильм режиссёра Клода Лелуша, вышедший в 1967 году.
[36] «Земля Санникова» - советский художественный фильм 1973 года.
[37] GPT-4 — мультимодальная большая языковая модель, нейросеть.